#иванлогинов #осознанность #ясность #психология #манипуляции
В юности я увлекался книгами о путешествиях. В одной из них я прочитал об эвенкийском обычае, несколько варварском и даже жестоком на первый взгляд. Запомнился он мне почему-то надолго. Назывался он эвенкийским законом долголетия, согласно которому старикам в некоторых случаях намеренно обеспечивали минимальный уход и заботу, их чуть ли не игнорировали. Логика эвенков была проста: «если старик лишний в чуме, понимаешь без пользы жил, его хорошо кормили, не давали работать, и он скоро пропадал». А вот если старик особо отвечает за благосостояние своего племени, как носитель ценного опыта и мудрости, то кормят его минимально, потому что «будет сытый - непременно обленится, забудет тропы, ноги потеряют силу, не станет охотиться, скоро пропадет… так лучше, чтобы его НЕ скоро забрала смерть».
Спустя много лет я понял, что за таким этически-неоднозначным обычаем кроется глубинное и в то же время ясное понимание особенностей человеческой психики. А именно того, что навыки рождаются и формируются только на практике. Лишь оказываясь в трудных или неоднозначных ситуациях, человек способен познать себя, свой реальный потенциал, испытать свои возможности и научиться актуальному поведению и способностям.
Таков закон выживания и одновременно правило эволюции. Стать больше самого себя возможно только опытно осваивая доселе неисследованные горизонты. Поэтому люди, живущие подлинно насыщенной и интересной жизнью, умеют создавать сами для себя трудности, через которые обучаются и осваивают новые навыки. Они не боятся трудностей, поскольку воспринимают их как инструмент самообучения и самопревосхождения. Но при этом трудности не сваливаются на них из ниоткуда (это как раз признак неадекватности жизни). Напротив, они сами творят своё настоящее и будущее, поскольку ясно понимают, чего хотят от жизни и последовательно это осуществляют.
Но, думаю, вам знакомо и обратное. Когда человек делает себя объектом саможаления, а его окружение потакает ему в его слабостях. Вместо того, чтобы оставить человека один на один со сложившейся жизненной ситуацией, начинают оберегать, поддерживать, помогать, да ещё и делить мир на своих и чужих, плохих и хороших. «Это, дескать, вот из-за них тебе так плохо, а ты сам нормальный, хороший и талантливый… тебя просто не оценили и не поняли. А вот мы тебя точно не бросим и поддержим». Под видом любви на деле оказывается медвежья услуга. А если вернуться к мудрому закону эвенков, то выходит вещь ещё более страшная: чрезмерная опека превращается в утончённое свидетельство недееспособности и бесполезности человека.
Возможно, у кого-то сейчас при прочтении возникнут мысли про «оставить человека в беде», про дружбу или верность. А может даже и вспыхнет священный гнев. Спросите честно себя в таком случае: я сейчас боюсь и борюсь за собственную шкуру? или действительно внутренне сопереживаю человеку? А ведь это и есть созависимые отношения: когда один делает других соучастниками своих проблем и своей личной боли. Как в тех случаях, когда окружение наркомана вечно вынуждено его спасать и лечить…
И, помните, что всегда можно человека открыто и честно спросить в какой помощи он действительно нуждается. При этом стоит дождаться или аккуратно добиться честного и однозначного ответа. Далее уже решайте сами будете ли помогать, как, чем и сколько. По крайней мере, так у вас появится шанс выстроить прозрачную транзакцию, в которой роли принимающей и дающий сторон определены и отстроены. Тогда это может стать действительной помощью, где уважаются границы и личная ответственность каждого. А главное, минимизированы игры в пресловутом треугольнике Карпмана (жертва-спаситель-каратель).